Saturday, June 15, 2019

Планирование перевода


На этой неделе выполнял срочные переводческие заказы с достаточным запасом времени для обеспечения качественного перевода.
1. Эта неделя оказалась особенно показательной в практике моих клиентов при назначении сроков для переводческих проектов. Конечно мне периодически приходится браться за переводческие заказы с очень жесткими сроками. Но чаще мои постоянные клиенты стараются планировать переводческие заказы с таким запасом времени, что я успеваю не только тщательно перевести тексты, но и не по разу проверить перевод и выяснить неясные места у конечного заказчика через менеджера заказчика-посредника. В одном из заказов на этой неделе, правда, конечный заказчик не торопился отвечать на вопросы. На примерно 3 тысячи слов мне отвели 5 дней, и за два дня до срока сдачи я запросил пояснений. Конечный заказчик не успел ответить в срок, и мне продлили срок сдачи проекта еще на пару дней. В других заказах у других клиентов обошлось почти без запросов, но практика планирования проектов у клиентов на этой неделе была схожей. На тысячу слов давали срок три дня, на триста слов - два дня, и даже на двадцать слов - три часа. При этом клиенты были достаточно продвинутые в технологическом плане, так как давали проекты в пакетах SDL Trados Studio и в модуле SDL GroupShare через системы управления проектами Plunet и XTRF. О чем это говорит? Это говорит о том, что есть такие конечные заказчики, которые осознают важность этапа перевода своих документов и оптимально планируют переводческие проекты с помощью бюро переводов :)
2. В пятницу провел второе занятие по курсу "Инновационные технологии в переводе" для магистрантов-заочников. Почти уже десять лет веду в магистратуре кафедры иностранных языков и перевода УрФУ курс переводческих технологий, в котором рассказываю о своей практике применения переводческих инструментов. Не сказать, что я полностью удовлетворен результатами своего преподавания, но осознаю, что на переводческих специальностях наших вузов не хватает связи с современной отраслью перевода и реальным рынком переводов. В силу своих скромных возможностей пытаюсь восполнять эту нехватку. И мне кажется, что положение дел с привлечением представителей отрасли и вниманием к требованиям рынка переводов понемногу меняется во многих вузах страны, в том числе и на нашей кафедре моего родного УрФУ. Бакалавры уже без моего участия выбирают для своих ВКР темы, связанные с CAT-системами, а в четверг в соцсети видел новость о выступлении моего дипломника с этой же темой на переводческой конференции в Перми, и мне почему-то было приятно :)
3. На этой неделе обнаружил и вспомнил, что веду этот блог с сентября 2010 года, то есть, почти уже 9 лет. Да, поначалу чаще делал записи в блоге, потом реже, а в предыдущие пару лет и совсем редко. В этом году решил-таки реанимировать свой блог и стараюсь вести записи с регулярностью раз в неделю по субботам. Пока это удается и даже входит в привычку. Совсем не обольщаюсь на счет того, что мой блог может быть интересен и полезен широкому кругу читателей. Но пытаюсь в своем блоге хоть в какой-то мере осмыслить и упорядочить свой опыт прежде всего в университете и во фрилансе. Был такой период недавно, когда писал в блоге почти исключительно о своем преподавании и мало о фрилансе. Тема привлечения практикующего переводчика в вузы остается актуальной, и ссылками на мои записи делились коллеги в том же Facebook. А на этой неделе получил письмо от читателя моего блога из-за рубежа, который нашел полезной для себя и начинающих фрилансеров мою запись еще в далеком теперь 2012 году. Также этот читатель подсказал мне ресурс, который может быть интересен всем начинающим и не только фрилансерам - The Ulimate Guide to Starting Your Freelance Career. Надеюсь, что и впредь в записях этого блога буду делиться интересными ресурсами для фрилансеров, переводчиков и преподавателей перевода :)

Выводы: Наверно все переводчики сталкиваются с тем, что заказчики недооценивают этап перевода в процессе подготовки или разработки своих документов. Часто переводчикам через те же бюро переводов конечные заказчики практически не оставляют времени на выполнение заказа, при этом не считаясь с нормированным рабочим днем и выходными и получая зачастую на выходе в спешке выполненный перевод невразумительного качества. Совсем непросто доказывать конечному заказчику ценность и значение этапа перевода, пока заказчик сам и не один раз столкнется с последствиями наспех выполненных переводов. Но есть конечные заказчики, которые выделяют достаточно средств на привлечение профессиональных переводчиков и заранее планируют этап перевода в своих производственных проектах, часто исходя из очень простой примерной формулы: если автор затратил неделю на разработку документа, то желательно оставить переводчику хотя бы два дня на выполнение перевода. В большинстве случаев даже такая простая формула может обеспечить качественный перевод :)

No comments:

Post a Comment